17.12.2015

пропаганда в киноМы до сих пор используем старый подход в промывании мозгов целевой аудитории: стараемся создать негативное отношение людей к террористам. А нам надо создавать негативное поведение людей к террористам.

Для этого надо обратиться к британскому опыту.

Как сказал бывший преподаватель психологии Оксфордского университета Л. Роуленду, а ныне ведущий сотрудник Института бихевиористической динамики в Лондоне: «Дети не перестанут кидать камни в солдат в Ираке, поскольку мы напечатаем цветные листовки с нашим месседжем, направленным на эту аудиторию («Пожалуйста, не бросайте камни»), каким бы «резонирующим» не было бы это. Слишком много наговорено на тему того, что коммуникация должна быть сфокусирована на аудитории, тогда как она должна быть аудиториецентричной. Это требует коперниковской смены перспективы, которая без сомнений встретит сильное сопротивление от консерваторов старой школы».

Институт бихевиористической динамики был создан в Британии в 1990 году. Целью его исследований является групповое поведение, с целью дальнейшего проведения социальных, культурных и политических кампаний для его изменения.

Ошибку пропагандистских действий на изменение отношения к объекту, а не поведения, ученые заметили, исследуя принципы традиционного маркетинга, который считает, что изменение отношения ведёт к изменению поведения. Отношение может стоять перед поведением, но это не всегда так. К примеру, в Саудовской Аравии наличествует любовь к Голливуду и одновременно неприятие американской поддержки Израиля, в Китае молодёжи не нравится американская поддержка Тайваня, но она же готова ехать учиться в американский университет. Другой пример – в Афганистане молодёжь подкладывает самодельные мины, на которых подрываются британские солдаты, но хочет ехать учиться на Запад, а за мины хорошо платят, что и позволяет решить проблемы с поездкой (Георгий Почепцов)

Вот 5 постулатов, на которых строится британская модель воздействия на поведение людей:

 

— наибольшее влияние получат самоидентифицирующиеся социальные группы, поведение которых задается социальным контекстом;

— влияние должно происходить в рамках национальной культуры;

— определённая часть культурной информации должна выполнять роль диагностики целевой аудитории;

— целостное понимание проблемы может дать более позитивные результаты;

— усилия по влиянию должны происходить с опорой на информацию.

 

Хотя учёные отмечают, что указанный метод не всегда является действенным, британские военные приняли его на вооружение. Вот статья по этому поводу.

Следуя методу изменения поведения, мы сможем создавать не просто сериалы и фильмы, которые учитывали бы национальные особенности каждого из регионов страны, но и внушали бы ту модель поведения, которая была бы необходимой для победы в войне.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

строить пропаганду нужно с максимальным изучением и использованием психологии потребителя данной информации;

нужно экспериментировать и стараться внедрять новые достижения в области манипулирования сознаниям, разрабатываемые западными учеными;

современная пропаганда должна строиться на изменении поведения, а не отношения к объекту;

меньше ненужных министерств – больше аналитических центров;

кино – «наше всё» культуры. Хорошее кино – залог успеха в донесении зрителю необходимой информации;

пропагандистские фильмы и сериалы должны не только рефлексировать на окружающие событие, но и работать на опережение.