17.12.2015

телесериалыСериалы сегодня становятся чуть ли не основным каналом информирования населения. Это тот продукт массовой культуры, который точно схватывает «дух нашего времени». Сериал обладает сильной воздействующей силой — происходит максимальное включение эмоций и отключение рационального видения.

Телесериалы удерживают картину мира, которая существенно отличается от обыденной. Как и в кино, это в сильной степени привлекает зрителя как источник нового типа опыта. Но то, работает ли этот опыт в нормальной жизни, остается под вопросом. Человека учат читать, чтобы, условно говоря, потом подсунуть ему книгу из жизни ментов и бандитов, с которыми он не имеет пересечения в реальной жизни. Причем бесконечность именно этого типа сериала делает в результате однотипными ментов и бандитов, поскольку действия их одинаковы, различие которых состоит только в том, что менты иногда могут появиться на экране в форме, а у бандитов такой формы нет.

Сериал как медиакоммуникация обладает очень сильной воздействующей силой. Здесь вновь происходит максимальное включение эмоций и отключение рационального видения. Кстати, это же фиксирует и политическая психология, в которой констатируется, что в политике играет только эмоциональное (Д. Уестен).

Россия, кстати, активно строит свою историю для массового сознания именно путем сериалов. И это понятно на фоне отхода населения от книги как способа удержания внимания. Телесериал, наоборот, очень современный способ удержания внимания, к которому стремится зритель. И Жуков в результате станет Жуковым из сериала, а не Жуковым из учебника. При том, что семья резко пыталась помешать такой трактовке образа маршала.

Бесконечность сериала.

Бесконечность сериала изменила тип повествования, сравнивая с кино. Теперь сценарист рассматривает не отдельную серию, а весь сезон как свое поле для рассказывания. Часто планировка идет вообще сразу на весь сезон, а отдельные серии становятся частями этого плана.

По определенным параметрам телесериал заменил книги, став выполнять их функции. Причем он смог в некоторых случаях даже подхватить функцию интеллектуального развития, хотя чаще этого не происходит. Примером позитивного решения может служить телесериал «Доктор Кто» как и ряд других как научно-фантастических, так и из области фэнтези. Они выступили в роли не интерпретации, а реинтерпретации действительности под новые ее варианты. Они не повторяют действительность, а строят ее заново. Причем идут по канве, отрицаемой современной наукой.

В целом же телесериал несомненно увеличивает системность окружающего мира. Он отсекает все альтернативы, которые не укладываются в его канву. Практически все медиакоммуникации заняты тем же. Но телесериал, с одной стороны, по причине своего художественного характера, когда эмоции заслоняют рацио, а с другой стороны, лежащей позы смотрящего его, не только упрощает действительность сам, но и делает это для жаждущего такого упрощения зрителя. И тут две эти тенденции сошлись воедино.