12.05.2013

Как известно, пропаганда является одной из главных составляющих любой военной компании. Киноискусство, как важная часть пропаганды военного времени использовалось практически с первых дней его зарождения. Спрос на этот товар только рос. Подтверждением этому стали в частности и события, произошедшие в России на рубеже 20-21 вв., а именно две чеченские войны.

Война на Северном Кавказе всколыхнула российскую общественность, боевые  же действия в период 1994-1996 гг. вообще раскололи общество, и привели к полемике о целесообразности силового решения конфликта. Все это, естественно, спровоцировало необходимость создания образа врага, и консолидации вокруг него обычного гражданина. В частности, практически во всех фильмах касающихся этой тематики, прослеживаются сходные негативные черты чеченских боевиков: ориентированность на терроризм, склонность к наркомании, узкое мышление, открытая неприязнь к русскому человеку и т.д., особенно такая тенденция прослеживается в фильмах «Грозовые ворота»,  и «Спецназ».

Целесообразность такого подхода, довольна противоречива. С одной стороны, краткосрочная цель воодушевления российской общественности и русского солдата была достигнута. На другой чаше весов лежит то, что создание образа врага, неминуемо ведет к возникновению стереотипов в сознании человека.

Свидетелями чего мы становимся и сегодня. В частности, фильмы подобного рода спровоцировали устойчивые античеченские настроения среди молодежи, а терроризм у граждан РФ ассоциируется теперь только с религией Ислам и северным Кавказом. Таким образом, правильность применения подобного рода пропаганды в многонациональном государстве в момент внутреннего конфликта подвергается сомнениям.