18.11.2015

пропаганда«Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». Эту фразу произнёс Ленин в далёком 1922 году. Удачно попал российский революционер в точку человеческого восприятия культуры нового времени, основываясь на которой можно было построить механизм развлечения, который не просто не надоест за десятки лет, но и будет способен впрыскивать в головы людям идеи, материализующиеся в окружающей среде.И если рассмотреть, в каких сферах общественной жизни кино сыграло значимую роль, то можно смело выделить: развлечения, наука и политика.

Процессы в мозгу.

Если описать все те процессы, которые происходят в нашем мозгу, когда мы смотрим фильм, то получится не одна, и даже не две научные статьи. Ведь, к сожалению, этот механизм не до конца изучен и, постигнув всё в этой области психологии киноискусства, можно переплюнуть Юнга и Фромма, а потом пустить себе пулю в голову. Потому что тут надо понимать, что анализировать придётся не только то, как воздействует кино (сама картинка, сюжет, звуки и т.д.), кто воздействует с помощью него (задумка режиссёра, его психическое состояние, комплексы, переживания и т.п.), кто воспринимает кино. Но если уж постараться понять психологическую модель кино хотя бы поверхностно, то получится, что оно направляет работу сознания зрителя с помощью видеоряда, определённым образом подобранного и создающего психологическое поле актуального опыта, в котором зритель внедряется в происходящие на экране события, раскрывает для себя новые возможности восприятия реальности, запускает или гасит в организме эмоциональные и рефлексивные процессы (сжатие тела во время опасности, слёзы во время грустных любовных сцен), и в конечном итоге – индуцирует у человека определённый ряд действий.

Эмоциональный резонанс.

Исходя из этого, мы можем представить себе, как работает пропаганда в кино. Основной упор она делает на эмоциональный резонанс – создание у широкой аудитории определённого настроения с передачей пропагандистской информации. Эмоциональный резонанс снимает психологическую защиту, которую старается поставить человек для блокировки от «промывки мозгов». Каждый пропагандист знает, что надо обращать внимание на эмоции человека, а не на его разум. На рациональном уровне система контраргументации в мозгу сводит усилия к нулю. Почему необходима именно широкая аудитория, группа людей? Испытываемые нами эмоции имеют социальный характер. Они распространяются подобно эпидемии на десятки и сотни тысяч людей. Все, наверное, знают, как легко испортить настроение близкому человеку своими внутренними проблемами. И для этого не надо будет ничего говорить, просто стоит скривить свое лицо. И ваши близкие, словно зеркало, скривят свои лица в ответ. Особенно сильно эмоциональное заражение выявляется в толпе.

Лучше всего эмоциональный резонанс использовали в фильме «Крепкий орешек», когда после победы над террористами с экрана звучит песня «Let it snow», которая убирает излишнюю напряжённость и даёт понять, что Рождество и хорошее настроение возможно только тогда, когда американский военный дает по зубам террористам.