01.06.2012

Новому поколению уже сложно представить, что когда-то мультики были черно-белыми, а о технологии 3D никто и подумать не мог даже в самых смелых мечтах. Между тем, первая анимация в России появились ещё при царе. Первым российским мультипликатором стал Владислав Старевич, который создавал свои творения, используя насекомых в качестве персонажей. В 1922 году было объявлено об основании СССР, Ленин назвал кино важнейшим из искусств. Конечно же, мультипликация также получила толчок в развитии. 
С 1924 года и в течение последующих 10 лет советская мультипликация была связана с тремя фамилиями — Ходатаев, Комиссаренко и Меркулов. Именно они создали интереснейший с точки зрения политтехнологий мультфильм «Межпланетная революция». Стиль, в котором он выполнен, напоминает о карикатурах фашистской Германии, а знак свастики постоянно мелькает в сюжете, указывая на лютых врагов бойца красной армии. Сюжет мультфильма разворачивается вокруг противостояния коммунистической армии и злых инопланетных капиталистов. В итоге космический корабль капиталистов взрывается. Позже этими же людьми был создан мультфильм «Китай в огне», который показывает несправедливость вмешательства европейских государств во внутренние дела Китая. В 1927 году под их руководством вышел мультфильм «Будем зорки», где описывалась растущая военная угроза со стороны стран Западной Европы. С 1930 года эти фамилии более не появлялись на экранах, что можно связать лишь с очередными зачистками в рядах интеллигенции.
С середины 1930 годов популярным мультипликатором в СССР стал Иван Иванов-Вано. Его мультфильм «Черное и белое», выполненный в черно-белом цвете, вызвал бурю эмоций, так как порицал отношение белых капиталистов к другим расам. Последующие его творения были выполнены в цвете и больше напоминали диснеевский стиль. И несмотря на легкие сюжеты мультфильмов, в них то и дело проглядывала антипропаганда капитализма. Например, в мультике «Чужой голос» 1949 года сорока возвращается из заграницы и напевает джазовую мелодию. Все обитатели леса кидаются на нее так, что вокруг только перья летят.
В 70-80х годах пропаганда становится ещё сильнее, описывая капиталистические страны как мир, полный нищеты и эксплуатации труда рабочих. Яркое проявление этой тенденции можно проследить в таких мультфильмах как «Тир» или «Вперед, время!».